У Вас есть незабываемая история о путешествии? Скорее присылайте ее! Автор самого интересного рассказа получит призы.

Санкт-Петербург. Архитектура и искусство в эпоху реформ XVIII-XIX вв.

05-02-2017

Реформы, которые проводились и проводятся в России, вызывают немало споров. Насколько благотворны были реформы Петра 1 – вопрос, который, как оказалось, не имеет срока давности и всё ещё остаётся дискуссионным. Однако очевидно и не вызывает сомнений, что деятельность Петра оказала определяющее влияние на русскую действительность. Ветер европейских перемен хлынул в открытое им «окно» и навсегда изменил Россию, её хозяйственно-экономическую жизнь, политические установки и амбиции, а также науку, литературу, театр, живопись и всё, что зовётся культурой.

Не могли не отразится петровские реформы и на духовной жизни страны, культуре и искусстве. Национальный русский стиль уступал место хлынувшим с Запада заморским «системам» – правилам научного описания и философского мышления, нормам стихосложения и литературного изложения, законам градостроительства, скульптурного и живописного изображения. Сосредоточием новой европеизированной русской жизни стал созданный Петром I город на Неве – северная столица России. Здесь была основана первая в России Академия наук, возведены корабельные верфи, построены грандиозные дворцы, парки и фонтаны. Петербург явил миру вкусы и пристрастия первого Императора всея Руси во всём их разнообразии.

Архитектура и изобразительное искусство новой столицы изначально и кардинально отличались от других российских городов, в которых ломались традиции «русской старины». В Петербурге ничего ломать было не надо. Северная столица была рождёна реформами и стала особым городом, который трудно сравнивать с другими. В общем потоке реформаторского движения пробиться через наносные заморские законы самостоятельному творчеству и национальной традиции было сложно. Пётр декларировал простоту и рациональность, но и при его жизни, а особенно после его смерти пафосный псевдоклассический стиль, которым была охвачена Европа – а также подражание древним образцам (египетским, греческим и особенно римским) – определили облик Петербурга на долгие годы. Историк культуры XIX века П.П. Гнедич считает, что подражание это было часто лишь ничем неоправданным копированием и называет самым удачном произведением той поры памятник Петру I – знаменитую конную статую работы Фальконе.

Конец хаосу послепетровского времени положила Екатерина II. Она сумела уловить потребность общества в оригинальных самобытных художественных произведениях. Будучи иностранкой, Екатерина сумела понять, что русская натура способна овладеть методами и законами мастерства, преподаваемыми иностранными профессорами, и применить их для выражения «коренной жизни» России, русского взгляда на мир.

По приказу Великой Екатерины на стенах грандиозного здания Академии на Васильевском острове, возведенного по плану архитектора Кокоринова, была высечена надпись-посвящение «Свободным художествам», ставшая пророческой. Конечно, в век Екатерины художества оставались ещё подражательными, но дыхание национальной традиции становилось всё ощутимее, что проявлялось в создании оригинальных сюжетов, которые художники черпали в фольклоре и литературе, а также в неформальном отношении ремеслу – к технике и приёмам изобразительного искусства.

12

Смотрите также:
 Село Пушкинские горы
 Экспедиция "Безенги 2200". Часть III. Волгоград
 Большое автомобильное путешествие по Алтаю
 Эх, Псков, Псков
 Ярославль – город с удивительно гармоничной архитектурой

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: